План работы Родительского университета
ГУО «Средняя школа № 11 г. Орши»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
- организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями); повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
- повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;
- пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
- содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.
Работа Родительского университета организована с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды в три этапа:
- I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» для родителей учащихся I—IV классов;
- II ступень — «Мой ребенок — подросток» для родителей учащихся V—IX классов;
- III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» для родителей учащихся X—XI классов.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребенка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.); традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на «горячей линии» учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах:
- в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Темы занятий |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
1 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптациик школе. |
октябрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 1 классов |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
декабрь |
беседа |
Классные руководители 1 классов |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
март |
круглый стол |
Классные руководители 1 классов |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
май |
семинар-практикум |
Классные руководители 1 классов |
2 |
2 класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка. |
октябрь |
беседа |
Классные руководители 2 классов |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья. |
декабрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 2 классов |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
март |
лекция |
Классные руководители 2 классов |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться. |
май |
круглый стол |
Классные руководители 2 классов |
3 |
3 класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
октябрь |
беседа |
Классные руководители 3 классов |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
декабрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 3 классов |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
март |
беседа |
Классные руководители 3 классов |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
май |
семинар-практикум |
Классные руководители 3 классов |
4 |
4 класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
октябрь |
лекция |
Классные руководители 4 классов |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие. |
декабрь |
круглый стол |
Классные руководители 4 классов |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером. |
март |
круглый стол |
Классные руководители 4 классов |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
май |
круглый стол |
Классные руководители 4 классов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
5 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
октябрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 5 классов, педагог-психолог |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
декабрь |
беседа |
Классные руководители 5 классов |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
март |
лекция |
Классные руководители 5 классов |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
дискуссия |
Классные руководители 5 классов |
2 |
6 класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
октябрь |
лекция |
Классные руководители 6 классов |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков |
декабрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 6 классов |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиа безопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол |
Классные руководители 6 классов, инспектор ИДН
|
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
семинар-практикум |
Классные руководители 6 классов |
3 |
7 класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
октябрь |
лекция |
Классные руководители 7 классов |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
декабрь |
беседа |
Классные руководители 7 классов, инспектор ИДН |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
март |
семинар-практикум |
Классные руководители 7 классов |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
май |
беседа |
Классные руководители 7 классов
|
4 |
8 класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция |
Классные руководители 8 классов
|
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
семинар-практикум |
Классные руководители 8 классов |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа |
Классные руководители 8 классов, педагог-психолог |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
беседа |
Классные руководители 8 классов |
5 |
9 класс |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
октябрь |
лекция |
Классные руководители 9 классов |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь |
беседа |
Классные руководители 9 классов, педагог-психолог
|
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
март |
лекция |
Классные руководители 9 классов, медицинский работник |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
май |
семинар-практикум |
Классные руководители 9 классов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
10 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
октябрь |
лекция |
Классный руководитель 10 класса, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку. |
декабрь |
круглый стол |
Классный руководитель 10 класса |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродук-тивного здоровья юношей и девушек Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья. |
март |
беседа |
Классный руководитель 10 класса |
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
май |
круглый стол |
Классный руководитель 10 класса |
2 |
11 класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии. |
октябрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель 11 класса |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей. |
декабрь |
беседа |
Классный руководитель 11 класса, педагог-психолог |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. |
март |
круглый стол |
Классный руководитель 11 класса |
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации) Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
мастер-класс |
Классный руководитель 11 класса, педагог-психолог |