1.Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.
Система образования Республики Беларусь вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы – создание целостной образовательной среды, формирующейся содержанием образовательного процесса, используемыми инновационными технологиями и всей организацией жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении.
В то же время, происходит утрата ориентиров в системе ценностей, возрастает влияние социальных сетей на несовершеннолетних, уменьшается влияние семьи на их воспитание, наблюдается низкий уровень психолого-педагогической грамотности законных представителей и недостаточный контроль с их стороны за досугом детей. В связи с пропусками учебных занятий без уважительных причин снижается уровень обученности, что приводит к негативному отношению к обучению и агрессии со стороны подростков. Низкий уровень правовых знаний обучающихся и их законных представителей приводит к увеличению количества правонарушений. Наряду с этим, незнание способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых приводит к употреблению спиртных напитков и табакокурению. Увеличивается негативное влияние со стороны сверстников в связи с отсутствием культурно-досуговой инфраструктуры в микрорайоне учреждения образования, что приводит к десоциализации несовершеннолетних.
Под десоциализацией мы будем понимать - процесс потери субъектом конкретных социальных ценностей и приоритетов, отказ от прежних правил, норм поведения, обычного образа жизни. Проявления десоциализации личности наиболее характерны для подросткового периода, что связано с противоречием между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. Проявляется интерес к самому себе, формирование собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки событий и фактов. Самореализация в социуме приобретает иные формы, вплоть до противоправных.
Десоциализация проявляется у подростков в виде несоответствия их поведения нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, учреждение образования). Как показывает практика, проявления десоциализации у подростков в наши дни является результатом взаимовлияния в подростковой среде, обусловленного совместным времяпровождением, общением в социальных сетях, а также влиянием СМИ, интернета, игровой зависимости и др. Именно в этот период огромное влияние оказывает среда проживания и ближайшее окружение. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность, совершаются правонарушения и преступления, стали появляться новые формы десоциализации.
Десоциализация имеет комплексную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися во взаимодействии и взаимовлиянии. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Изучение организации профилактической работы в учреждениях образования показывает, что в учреждениях образования отсутствует обоснованный дифференцированный подход в работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; несвоевременно диагностируются отклонения в процессе нравственно-правового становления личности, не всегда принимаются адекватные психолого-педагогические меры. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися организуется и проводится только по факту совершения ими противоправного деяния, профилактические меры сводятся, в основном, к информационной и просветительской работе. Наблюдается недостаточная организация внеурочной занятости учащихся и ослабление контроля со стороны законных представителей за занятостью несовершеннолетних в вечернее время и каникулярный период. В учреждениях образования не полностью используется потенциал социально-педагогической и психологической службы в работе с родителями, социумом, отсутствуют эффективные формы и методы работы педагогов социальных, учителей, выполняющих функции классных руководителей, администрации школ для оказания педагогической помощи несовершеннолетним, ненадлежаще исполняющим обязанности учащегося или совершающими противоправные действия.
Актуальность темы заключается в необходимости изменения концепции профилактической работы. Работу необходимо продуманно дифференцировать, организовывая педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, и с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия.
При организации педагогического взаимодействия для исправления личности необходимо пользоваться тактикой положительного проектирования качеств личности и организацией опыта правильного поведения, учить несовершеннолетнего конструктивным способам решения проблем. Несовершеннолетний должен чувствовать себя активным творцом собственной жизни, а активное взаимодействие – совместная деятельность – позволит проектировать его поведение в конкретной ситуации, научить его переосмысливать происходящее.
Организация не только информационной и просветительской, но и предметно-практической деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, учет мотивационного аспекта обучения, использование субъектами взаимодействия с несовершеннолетним технологии позитивного восприятия его личности, позволит сделать процесс педагогического взаимодействия и индивидуальную профилактическую работу результативной.
Программу индивидуальной профилактической работы необходимо планировать на основе всестороннего изучения проблем возникновения нарушений; выявления, осмысления и глубокого анализа основных причин, и особенностей личности несовершеннолетнего. Все это позволит выбирать эффективные формы и методы педагогического взаимодействия, включать в данное взаимодействие людей из наиболее значимого для несовершеннолетнего окружения. Знание причин позволит строить работу с несовершеннолетними не по свершившемуся факту, а с опережением, сделать процесс педагогического взаимодействия более результативным.
Цель инновации – формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.
Задачи проекта:
- Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.
- Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.
- Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
- Разработать программу поэтапного педагогического взаимодействия для несовершеннолетних:
– не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;
– совершающих противоправные действия;
- Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.
- Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при проведении индивидуальной профилактической работы.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.
В основу нововведения положены
– идеи Дистервега , Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского и др. о том, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием. Ни одним из данных факторов нельзя пренебрегать, анализируя причины осложненного поведения подростка;
− теория социализации личности (В.А.Караковский, В.Т.Кабуш, В.М. Коротов, Л.И.Новикова и др.), основой которой является включение несовершеннолетнего в систему общественных отношений;
− учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее собственной активности в процессе развития, воспитания и самосовершенствования (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов и др.);
– идеи А.С. Макаренко о том, что процесс переформирования личности необходимо организовать в два этапа: воспитание сознания и организация правильного поведения. Воспитание сознания, правильное понимание того, как нужно поступать, еще не предопределяет правильное поведение;
– результаты диссертационного исследования Г.Я. Бархерит в части корреляционной зависимости между положительными и отрицательными чертами и качествами личности несовершеннолетнего, доказанные методами математической статистики.
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты и практические материалы научно-исследовательских работ белорусских ученых и педагогов Бархерит Г.Я. и Ничишиной Т.В.
В основу внедряемой инновационной модели положены апробированные результаты проведенной научно-исследовательской деятельности кандидата педагогических наук, доцента кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования» Бархерит Г.Я.
Полученные данные опытно-экспериментальной работы показали эффективность адекватной самореализации подростка за счет проработки психологических проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических. Внедряемая модель по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента на базе ГУО « Средняя школа № 17 г. Лиды» показала свою безусловную эффективность. Положительные изменения в особенностях личности произошли у 68% подростков, у 60% подростков в учебной деятельности, у 65% подростков в характере общения с педагогами, у 70% подростков в характере общения с одноклассниками. Эффективность предложенных Бархерит Г.Я. методики взаимодействия педагогического коллектива, родителей, социума нашли подтверждение в практике работы ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно», «Средняя школа № 13 г. Лида».
Процесс воспитания и развития ребенка в условиях учреждения образования и семьи должен реализовывать свои функции не только в форме передачи ему определенных знаний, умений и навыков, воспитания в общепринятом смысле этого слова, но и реально готовить учащегося к жизни в социуме, разрешению нестандартных ситуаций. Эффективность данной идеи профилактической работы с несовершеннолетними декана психолого-педагогического факультета ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидата педагогических наук, доцента Ничишиной Татьяны Викторовны, отражены в пособии «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье». Пособие рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь для педагогических работников инструктивно-методическим письмом «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году».
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели.
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну – изменение концепции профилактической работы. Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и черт личности несовершеннолетнего, которые ( по результатами диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности. Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.
Деятельность с различными группами несовершеннолетних строится по-разному. Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения. Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации.
Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.
Основой концептуально – целевого компонента выступает идея:
– оптимизации всей организационно - управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;
– развития профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности ;
– интеграции усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.
Организационно-содержательный компонент модели представлен следующими блоками:
- Диагностический.
- Деятельностный.
- Технологический.
- Ресурсный.
- I. Диагностический блок содержит следующие направления диагностики:
- Определение уровня направленности личности (позитивная, негативная), ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации, мотивация.
- Диагностика причин возникновения сложностей в поведении несовершеннолетнего.
- Основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются).
- Уровень средовой дезадаптации. Взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств).
- Диагностика “первичного социума” – отношений «родители–дети». Воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолении недостатков.
- Выявление особенностей внутри классных отношений учеников. Определение социометрического статуса в коллективе, уровень самосознания и самооценки.
- II. Деятельностный блок:
Данный блок организационно-содержательного компонента представлен следующими видами деятельности:
- Диагностика.
- Профилактика и коррекция
- Просвещение.
- Консультирование
- Организация досуга (временной трудовой занятости)
Рассмотрим деятельностный блок подробнее.
I.Диагностика.
Цель: выяснение причины сложностей взаимодействия. Психолого-педагогическое диагностирование.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) тестирование;3) анкетирование; 4) социометрия; 5) изучение продуктов деятельности подростков; 6) изучение его интересов и склонностей; 7) изучение характера семейных отношений; 8) установление «психолого-педагогического диагноза», используемого в дальнейшей работе.
- II. Профилактика и коррекция
2.1. Переориентация.
Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения подростка.
Вид деятельности: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности; 2) оказание помощи в повышении созидательного статуса подростка; 3) оказание помощи в реализации социальных потребностей; 4) вовлечение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность; 5) привлечение его к участию в коллективных творческих делах класса, учреждения; 6) разрушение «ложных» нравственных установок.
2.2. Закрепление.
Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности.
Вид деятельности: 1) установление доверительных взаимоотношений с несовершеннолетним; 2) закрепление положительных качеств через понимание своей значимости, полезности.
2.3. Анализ и контроль
Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений, происшедших с несовершеннолетним.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) изучение продуктов деятельности; 4) сравнительный анализ учебных и поведенческих достижений.
III. Просвещение.
Цель: Знакомство с нравственными критериями всех видов деятельности, с навыками борьбы со стрессами, актуализация источников нравственного опыта подростков.
Вид деятельности: 1) информирование, 2) нравственные беседы, 3) уроки этики, 4) встречи со специалистами, 5) тренинги развитию.
IV.Консультирование.
Цель: сбор необходимой информации, определение проблемы, установление доверительных отношений, выработка рекомендаций по существующей проблеме.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тренинги по осмыслению проблемы; 4) консультации; 5) рекомендации.
V.Организация досуга (временной трудовой занятости)
Цель: Овладение несовершеннолетним способами организации своего свободного времени, развитие умения культурно и интересно проводить досуг.
Вид деятельности: 1) занятия в кружках, секциях, факультативах, 2) вовлечение в клубные объединения; 3)организация молодежных акций; 4) экскурсии; 5) трудовые бригады; 6) волонтерские объединения и т.д.
3.Технологический блок
В данном блоке организационно-содержательного компонента представлены направления, приемы и методы организации индивидуально-профилактической работы.
- I. Коррекция особенностей личности.
Цель: Выявление и развитие положительных качеств личности
- Учет личностных особенностей в процессе взаимодействия.
- Развитие навыков самоконтроля. Пополнение знаний о понимании себя как личности. Проведение спонтанных бесед с целью устранения установок на безответственное поведение.
- Проведение бесед по формированию правовых знаний, здорового образа жизни. Привлечение к участию в школьных лекториях.
- Создание ситуаций, в которых несовершеннолетний может проявить положительные черты характера и качества личности.
- Включение несовершеннолетнего в тренинговую группу по формированию продуктивных навыков общения и развития положительных качеств личности.
- Развитие у несовершеннолетнего умений и навыков по самовоспитанию.
- II. Изменение содержания и характера деятельности.
Цель: Достижение успеха в различных видах деятельности (учеба, производительный труд, спорт, техническое и художественное творчество).
- Учет интеллектуальных возможностей в учебной деятельности.
- Организация стимулирующих и поддерживающих занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
- Осуществление контроля за посещением занятий и успеваемостью.
- Нормализация учебной деятельности.
- Использование системы временных и постоянных поручений для улучшения социального статуса несовершеннолетнего. Включение в работу кружков и спортивных секций.
- Привлечение к разовым или постоянным общественным поручениям, в процессе выполнения которых несовершеннолетний может проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих.
III. Изменение условий семейного воспитания.
Цель: Оздоровление обстановки в семье и улучшение отношений родителей с детьми.
- Изучение положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений.
- Постоянный контакт с родителями с целью осуществления согласованности в воспитательных взаимодействиях педагогов и родителей.
- Привлечение родителей к воспитательной работе с несовершеннолетними в учреждении образоания.
- Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.
Применение мер общественного воздействия к родителям
IV Изменение содержания и характера общения.
Цель: Улучшение личных взаимоотношений несовершеннолетнего со сверстниками, педагогами, родителями. Вовлечение его в коллективную жизнь, общественные формирования.
- Постоянное проявление интереса к делам и проблемам несовершеннолетнего, формирование доверительных отношений с ним.
- Разрешение конфликтных ситуаций и изменение характера взаимоотношений с несовершеннолетним на более продуктивные.
- Постоянное привлечение несовершеннолетнего к совместному планированию, подготовке, проведению и анализу коллективных творческих дел.
- Создание ситуаций, приводящих к самовыражению несовершеннолетнего.
- Избежание чрезмерной директивности, проявления безапеляционной власти, жесткой требовательности к несовершеннолетнему.
- Принятие решительных мер к разрыву нежелательных связей несовершеннолетнего.
4.Ресурсный блок:
Ресурсный блок организационно-содержательного компонента включает в себя интеллектуальные, морально-материальные, информационные ресурсы.
-интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение персонала)
–моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности);
– информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики) ближнего и (или) дальнего
Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов и коррекцию на основе полученных результатов. Основным критерием результативности становится сравнительная динамика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.
Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов и коррекцию на основе полученных результатов. Основным критерием результативности становится сравнительная динамика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.
Промежуточные и итоговые результаты проводимой ИПР рассматриваются на миниконсиллиумах, на которые приглашаются все субъекты взаимодействия с подростком, или на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже чем 1 раз в квартал. По результатам мониторинга вносятся коррективы в программу ИПР, либо разрабатывается новый этап реализации программы.
Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности.
Таблица 1.
Критерии и показатели эффективности инновационного проекта, используемые в работе несовершеннолетними не исполняющие или ненадлежаще исполняющие обязанности
Критерии эффективности
|
Показатели
|
Наличие саморегуляции поведения
|
Рост положительных черт и качеств личности
|
Уровень критической самооценки
|
Развитие умения правильно оценивать себя и других; способность к самостоятельному поиску ошибок; оценка своего поведения и результатов деятельности
|
Уровень развития самосознания
|
Повышение уровня самосознания
|
Соотношение уровня обученности к уровню обучаемости
|
Повышение уровня обученности в связи с ростом уровня обучаемости
|
Изменение форм межличностного взаимодействия
|
Формирование позитивных форм межличностного взаимодействия
|
Наличие сопротивляемости к негативному воздействию
|
Формирование сопротивляемости к негативному воздействию
|
Уровень рефлексии
|
Развитие умений анализировать собственную деятельность, определять цели дальнейшего развития
|
Таблица 2.
Критерии и показатели эффективности инновационного проекта, используемые в работе с несовершеннолетними, совершающие противоправные действия
Критерии эффективности
|
Показатели
|
Изменение направленности личности с негативной на позитивную
|
Формирование позитивной направленности личности
|
Уровень воспитанности и нравственно-правового становления личности
|
Рост уровня воспитанности и нравственно-правового становления личности
|
Отсутствие нарушений правил поведения учащихся
|
Сформированность правил поведения учащихся
|
Наличие правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации
|
Сформированность правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации
|
Повышение соотношения положительных качеств личности и черт характера к отрицательным
|
Рост положительных качеств личности и черт характера, снижение отрицательных
|
Осмысление способов формирования правильного поведения
|
Усвоение норм человеческих взаимоотношений
|
Отсутствие конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии
|
Снижение, полное отсутствие конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии
|
Изменение стиля взаимоотношений с окружающими
|
Конструктивное взаимодействие с окружающими
|
Изменение социального статуса в коллективе
|
Повышение социального статуса в коллективе
|
Для оценки результативности будет использоваться следующий инструментарий: : методики: диагностика направленности личности Б.Басса (ориентационная анкета); диагностика системы ценностных ориентаций Е.Б.Фанталовой в модификации Л.С. Колмогоровой, Д. В. Каширского;, тест-опросник Шмишека; тест агрессивности Басса– Дарк,;экспресс диагностика характерологических особенностей личности (Н.Айзенк в модификации Т.В.Матолиной); диагностика межличностных отношений Т. Лири; опросник Столина, АСВ; опросник ”Конструктивно-деструктивная семья (КДС)“; опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер); измерение родительских установок и реакций (PARY), методика социометрия Дж. Морено.
Практическая база инновационной площадки: ГУО «Средняя школа №11 г. Орши» (группы учащихся 5-8 классов)
Ресурсное обеспечение внедрения проекта
Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности
1.Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»
2.Кодекс Республики Беларусь об образовании
3.Инструкция Министерства образования Республики Беларусь «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. № 251).
4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015г. №82.
- Решение педагогического совета об открытии проекта.
Кадровое обеспечение проекта
Участниками инновационного проекта являются: педагогический коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Орши» из них 79 % имеют первую и высшую квалификационную категорию, 5 педагогам присвоено звание «Учитель-мастер», 15% со второй квалификационной категорией и 3 молодых специалиста без категории.
Готовность педагогического коллектива к внедрению инновационного проекта подтверждается:
- наличием опыта инновационной деятельности,
- высокой мотивацией коллектива,
- сотрудничеством с учёными,
- умением обобщать собственный опыт и опыт коллег,
- поддержкой управления по образованию.
Внедрением инновационного проекта занимается творческая группа, в которую входят заместитель директора по воспитательной работе Киселева А.П. , педагог социальный Ястребова Е.В. и педагог-психолог Шакутина И.В.
Материально-техническое обеспечение проекта
Для осуществления инновационного проекта учреждение образования располагает соответствующей материально-технической базой:
- 18 учебных кабинетов;
- библиотека (книжный фонд составляет 10872 экземпляра, учебный – 10788 экземпляров);
- компьютерный класс (11 компьютеров);
- 15 точек доступа в Internet;
- 3 принтера;
- 1 мультимедийная установка;
- 3 ноутбука;
- 10 компьютеров;
- 1 сканер;
- 6 телевизоров;
- 1 интерактивная доска.
Формы отчётности
- Педагогические дневники
- Анализ инновационной деятельности
- Педсоветы
- Публикации
- Анализ работы членов инновационной группы
- Анализ проектной деятельности
- Отчёт о результатах инновационной деятельности
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Финансовое обеспечение участников инновационного проекта осуществляется согласно Приложению № 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000г. №6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 г. № 108) в соответствии с Положением Министерства Образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 129 и Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000г. №6».
Планируется повышение оклада педагогам, осуществляющим инновационную деятельность, за счёт премиального фонда на 20%. Стимулирование деятельности педагогов-участников проекта будет осуществляться из средств районного бюджета и фонда экономии зарплаты учреждения.
Дополнительное финансирование проекта за счёт спонсорской и внебюджетной деятельности учреждения образования.