ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Интеграция в переводе с латинского языка - процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Интеграция как целостность и как процесс не сглаживает и не обеспечивает специфику дифференцированных функций, необходимых для жизнедеятельности целого(интеграции).
Интеграция - это, прежде всего, не сумма составляющих её частей, а качественно новое образование, зависящее от:
• интегративной цели;
• интегративной деятельности: вместе, взаимозависимо;
• взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
• взаимного согласия и договоренности о наиболее полном участии в общем деле.
В нашем учреждении образования с 1 сентября 2020 года организована работа 1 «Б» класса интегрированного обучения и воспитания на базе ГУО «Ясли-сад №41», в котором обучалось 6 учащихся с особенностями психофизического развития. С ребятами проводятся уроки и коррекционные занятия как в общем классе с учителем, так и индивидуально с учителем-дефектологом. В текущем учебном году учащихся осталось четверо.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с тяжёлыми нарушениями речи и с трудностями в обучении осуществляет учитель-дефектолог по предметам базового компонента (обучение грамоте (письмо и чтение), математика, человек и мир), коррекционные занятия. Остальные уроки, занятия и воспитательные мероприятия проводит учитель класса.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, поэтому в нашей школе остро стоит вопрос не только об интегрированном образовании, но и о переходе к инклюзии.
Инклюзивное образование - непрерывный процесс развития образования, подразумевающий доступность образования (самосовершенствования, саморазвития) и признающий, что все дети -индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к образовательному процессу, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.
Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:
Каждый имеет право на образование.
Все дети могут учиться.
Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
Различия естественны, ценны и обогащают общество.
Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.