РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Инновационный проект

Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающими на ранней стадии выявления признаков десоциализации» Сроки реализации: 2020 – 2023 годы
развернуть

1.Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

  Система образования Республики Беларусь вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы – создание целостной образовательной среды, формирующейся содержанием образовательного процесса, используемыми инновационными технологиями и всей организацией жизни в учреждении образования и ближайшем социальном окружении.

  В то же время, происходит утрата ориентиров в системе ценностей, возрастает влияние социальных сетей на несовершеннолетних, уменьшается влияние семьи на их воспитание, наблюдается низкий уровень психолого-педагогической грамотности законных представителей и недостаточный контроль с их стороны за досугом детей. В связи с пропусками учебных занятий без уважительных причин снижается уровень обученности, что приводит к негативному отношению к обучению и агрессии со стороны подростков. Низкий уровень правовых знаний обучающихся и их законных представителей приводит к увеличению количества правонарушений. Наряду с этим, незнание способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых приводит к употреблению спиртных напитков и табакокурению. Увеличивается негативное влияние со стороны сверстников в связи с отсутствием культурно-досуговой инфраструктуры в микрорайоне учреждения образования, что приводит к десоциализации несовершеннолетних.

 Под десоциализацией мы будем понимать - процесс потери субъектом конкретных социальных ценностей и приоритетов, отказ от прежних правил, норм поведения, обычного образа жизни. Проявления десоциализации личности наиболее характерны для подросткового периода, что связано с противоречием между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. Проявляется интерес к самому себе, формирование собственных взглядов и суждений; появляются собственные оценки событий и фактов. Самореализация в социуме приобретает иные формы, вплоть до противоправных.

  Десоциализация проявляется у подростков в виде несоответствия их поведения нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, учреждение образования). Как показывает практика, проявления десоциализации у подростков в наши дни является результатом взаимовлияния в подростковой среде, обусловленного совместным времяпровождением, общением в социальных сетях, а также влиянием СМИ, интернета, игровой зависимости и др. Именно в этот период огромное влияние оказывает среда проживания и ближайшее окружение. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность, совершаются правонарушения и преступления, стали появляться новые формы десоциализации. 

 Десоциализация имеет комплексную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися во взаимодействии и взаимовлиянии. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

   Изучение организации профилактической работы в учреждениях образования  показывает, что в учреждениях образования отсутствует обоснованный дифференцированный подход в работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; несвоевременно диагностируются отклонения в процессе нравственно-правового становления личности, не всегда принимаются адекватные психолого-педагогические меры. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися организуется и проводится только по факту совершения ими противоправного деяния,  профилактические меры сводятся, в основном, к информационной и просветительской работе. Наблюдается недостаточная организация внеурочной занятости учащихся и ослабление контроля со стороны законных представителей за занятостью несовершеннолетних в вечернее время и каникулярный период. В учреждениях образования не полностью используется потенциал социально-педагогической и психологической службы в работе с родителями, социумом, отсутствуют эффективные формы и методы работы педагогов социальных, учителей, выполняющих функции классных руководителей, администрации школ для оказания педагогической помощи несовершеннолетним, ненадлежаще исполняющим обязанности учащегося или совершающими противоправные действия.

  Актуальность темы заключается в необходимости изменения концепции профилактической работы. Работу необходимо продуманно дифференцировать, организовывая  педагогическое  взаимодействие с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, и с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия. 

  При организации педагогического взаимодействия для исправления личности необходимо пользоваться тактикой положительного проектирования качеств личности и организацией опыта правильного поведения, учить несовершеннолетнего конструктивным способам решения проблем. Несовершеннолетний должен чувствовать себя активным творцом собственной жизни, а активное взаимодействие – совместная деятельность – позволит проектировать его поведение в конкретной ситуации, научить его переосмысливать происходящее.

  Организация не только информационной и просветительской, но и предметно-практической деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, учет мотивационного аспекта обучения, использование субъектами взаимодействия с несовершеннолетним технологии позитивного восприятия его личности, позволит сделать процесс педагогического взаимодействия и индивидуальную профилактическую работу    результативной.

Программу индивидуальной профилактической работы необходимо планировать на основе всестороннего изучения проблем возникновения нарушений; выявления, осмысления и глубокого анализа основных причин, и особенностей личности несовершеннолетнего. Все это позволит выбирать эффективные формы и методы педагогического взаимодействия, включать в данное взаимодействие людей из наиболее значимого для несовершеннолетнего окружения. Знание причин позволит строить работу с несовершеннолетними не по свершившемуся факту, а с опережением, сделать процесс педагогического взаимодействия  более результативным.

 

Цель инновации формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего  во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.

Задачи проекта:

  1. Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.
  2. Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.
  3. Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
  4. Разработать  программу поэтапного педагогического взаимодействия  для несовершеннолетних:

– не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;

– совершающих  противоправные действия;

  1. Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.
  2. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при  проведении индивидуальной профилактической работы.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект.

В основу нововведения положены

– идеи Дистервега , Я.А.Коменского,  К.Д.Ушинского и др. о том, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой, наследственностью, воспитанием. Ни одним из данных факторов нельзя пренебрегать, анализируя причины осложненного поведения подростка;

− теория социализации личности (В.А.Караковский, В.Т.Кабуш, В.М. Коротов, Л.И.Новикова и др.), основой которой является включение несовершеннолетнего в систему общественных отношений;

− учение о ведущей роли деятельности в становлении личности, ее собственной активности в процессе развития, воспитания и самосовершенствования (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, К.В.Гавриловец, Ф.В.Кадол, И.И.Казимирская, Я.Л.Коломинский, А.И.Кочетов и др.);

– идеи А.С. Макаренко о том, что  процесс переформирования личности необходимо организовать в два этапа: воспитание сознания и организация правильного поведения. Воспитание сознания, правильное понимание того, как нужно поступать, еще не предопределяет правильное поведение;

– результаты диссертационного исследования Г.Я. Бархерит в части  корреляционной зависимости между положительными и отрицательными чертами и качествами личности несовершеннолетнего, доказанные методами математической статистики.

 

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты и практические материалы научно-исследовательских работ белорусских ученых и педагогов Бархерит Г.Я. и Ничишиной Т.В.

В основу внедряемой инновационной модели положены апробированные результаты проведенной научно-исследовательской деятельности кандидата педагогических наук, доцента кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования» Бархерит Г.Я. 

Полученные данные опытно-экспериментальной работы показали эффективность адекватной самореализации подростка за счет проработки психологических проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических. Внедряемая модель по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента на базе ГУО « Средняя школа № 17 г. Лиды» показала свою безусловную эффективность. Положительные изменения в особенностях личности произошли у 68% подростков, у 60% подростков в учебной деятельности, у 65% подростков в характере общения с педагогами, у 70% подростков в характере общения с одноклассниками. Эффективность предложенных Бархерит Г.Я. методики взаимодействия педагогического коллектива, родителей, социума нашли подтверждение в практике работы ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно», «Средняя школа № 13 г. Лида».

Процесс воспитания и развития ребенка в условиях учреждения образования и семьи должен реализовывать свои функции не только в форме передачи ему определенных знаний, умений и навыков, воспитания в общепринятом смысле этого слова, но и реально готовить учащегося к жизни в социуме, разрешению нестандартных ситуаций.   Эффективность данной идеи профилактической работы с несовершеннолетними декана психолого-педагогического факультета ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидата педагогических наук, доцента Ничишиной Татьяны Викторовны, отражены в пособии «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье».  Пособие рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь для педагогических работников  инструктивно-методическим письмом  «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году».

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели.

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну – изменение концепции профилактической работы. Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и  черт личности несовершеннолетнего, которые ( по результатами диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними  направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности.  Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.

Деятельность с различными группами несовершеннолетних строится по-разному. Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения. Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на   исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации.

Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.

Основой концептуально – целевого компонента выступает  идея:

– оптимизации всей организационно - управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;

– развития профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения  в различных видах их деятельности ;

– интеграции усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.

Организационно-содержательный компонент модели представлен следующими блоками:

  1. Диагностический.
  2. Деятельностный.
  3. Технологический.
  4. Ресурсный.
  1. I. Диагностический блок содержит следующие направления диагностики:
  2. Определение уровня направленности личности (позитивная, негативная), ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации, мотивация.
  3. Диагностика причин возникновения сложностей в поведении несовершеннолетнего.
  4. Основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются).
  5. Уровень средовой дезадаптации. Взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств).
  6. Диагностика “первичного социума” – отношений  «родители–дети». Воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолении недостатков.
  7. Выявление особенностей внутри классных отношений учеников. Определение социометрического статуса в коллективе, уровень самосознания и самооценки.
  8. II. Деятельностный блок:

Данный блок организационно-содержательного компонента представлен следующими видами деятельности:

  1. Диагностика.
  2. Профилактика и коррекция
  3. Просвещение.
  4. Консультирование
  5. Организация досуга (временной трудовой занятости)

Рассмотрим деятельностный блок подробнее.

I.Диагностика.

Цель: выяснение причины сложностей взаимодействия. Психолого-педагогическое диагностирование.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) тестирование;3) анкетирование; 4) социометрия; 5) изучение продуктов деятельности подростков; 6) изучение его интересов и склонностей; 7) изучение характера семейных отношений; 8) установление «психолого-педагогического диагноза», используемого в дальнейшей работе.

  1. II. Профилактика и коррекция

2.1. Переориентация.

Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения подростка.

Вид деятельности: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности; 2) оказание помощи в повышении созидательного статуса подростка; 3) оказание помощи в реализации социальных потребностей; 4) вовлечение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность; 5) привлечение его к участию в коллективных творческих делах класса, учреждения; 6) разрушение «ложных» нравственных установок.

2.2. Закрепление.

Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности.

Вид деятельности: 1) установление доверительных взаимоотношений с несовершеннолетним; 2) закрепление положительных качеств через понимание своей значимости, полезности.

2.3. Анализ и контроль

Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений, происшедших с несовершеннолетним.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) изучение продуктов деятельности; 4) сравнительный анализ учебных и поведенческих достижений.

III. Просвещение.

Цель: Знакомство с нравственными критериями всех видов деятельности, с  навыками борьбы со стрессами, актуализация источников нравственного опыта подростков.

Вид деятельности: 1) информирование, 2) нравственные беседы, 3) уроки этики, 4) встречи со специалистами, 5) тренинги развитию.

IV.Консультирование.

Цель: сбор необходимой информации, определение проблемы, установление доверительных отношений, выработка рекомендаций по существующей проблеме.

 Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тренинги по осмыслению проблемы; 4) консультации; 5) рекомендации.

 

V.Организация досуга (временной трудовой занятости)

Цель: Овладение несовершеннолетним способами организации своего свободного времени, развитие умения культурно и интересно проводить досуг.

Вид деятельности: 1) занятия в кружках, секциях, факультативах, 2) вовлечение в клубные объединения; 3)организация молодежных акций; 4) экскурсии; 5) трудовые бригады; 6) волонтерские объединения и т.д.

 

3.Технологический блок

В данном блоке организационно-содержательного компонента представлены направления, приемы  и методы организации индивидуально-профилактической работы.

  1. I. Коррекция особенностей личности.

Цель: Выявление и развитие положительных качеств личности

  1. Учет личностных особенностей в процессе взаимодействия.
  2. Развитие навыков самоконтроля. Пополнение знаний о понимании себя как личности. Проведение спонтанных бесед с целью устранения установок на безответственное поведение.
  3. Проведение бесед по формированию правовых знаний,  здорового образа жизни. Привлечение к участию в школьных лекториях. 
  4. Создание ситуаций, в которых несовершеннолетний может проявить положительные черты характера и качества личности.
  5. Включение несовершеннолетнего в тренинговую группу по формированию продуктивных навыков общения и развития положительных качеств личности.
  6. Развитие у несовершеннолетнего умений и навыков по самовоспитанию.
  1. II. Изменение содержания и характера деятельности.

Цель: Достижение успеха в различных видах деятельности (учеба, производительный труд, спорт, техническое и художественное творчество).

  1. Учет интеллектуальных возможностей в учебной деятельности.
  2. Организация стимулирующих и поддерживающих занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
  3. Осуществление контроля за посещением занятий и успеваемостью.
  4. Нормализация учебной деятельности.
  5. Использование системы временных и постоянных поручений для улучшения социального статуса несовершеннолетнего. Включение в работу кружков и спортивных секций.
  6. Привлечение к разовым или постоянным общественным поручениям, в процессе выполнения которых несовершеннолетний может проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих.

III. Изменение условий семейного воспитания.

Цель: Оздоровление обстановки в семье и улучшение отношений родителей с детьми.

  1. Изучение положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений.
  2. Постоянный контакт с родителями с целью осуществления согласованности в воспитательных взаимодействиях педагогов и родителей.
  3. Привлечение родителей к воспитательной  работе с несовершеннолетними  в учреждении образоания.
  4. Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

 Применение мер общественного воздействия к родителям

IV Изменение содержания и характера общения.

Цель: Улучшение личных  взаимоотношений несовершеннолетнего со сверстниками, педагогами, родителями. Вовлечение его в коллективную жизнь, общественные формирования.

  1. Постоянное проявление интереса к делам и проблемам несовершеннолетнего, формирование доверительных отношений с ним.
  2. Разрешение конфликтных ситуаций и изменение характера взаимоотношений с несовершеннолетним на более продуктивные.
  3. Постоянное привлечение несовершеннолетнего к совместному планированию, подготовке, проведению и анализу коллективных творческих дел.
  4. Создание ситуаций, приводящих к самовыражению несовершеннолетнего.
  5. Избежание чрезмерной директивности, проявления безапеляционной власти, жесткой требовательности к несовершеннолетнему.
  6. Принятие решительных мер к разрыву нежелательных связей несовершеннолетнего.

4.Ресурсный блок:

Ресурсный блок организационно-содержательного компонента включает в себя интеллектуальные, морально-материальные, информационные ресурсы.

-интеллектуальные ресурсы  (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение персонала)

–моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности);

– информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики) ближнего и (или) дальнего

 

Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов и коррекцию на основе полученных результатов. Основным критерием результативности становится  сравнительная динамика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.

Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов и коррекцию на основе полученных результатов. Основным критерием результативности становится сравнительная динамика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.

Промежуточные и итоговые результаты проводимой ИПР  рассматриваются на миниконсиллиумах, на которые приглашаются все субъекты взаимодействия с подростком, или на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже чем 1 раз в квартал.  По результатам мониторинга вносятся коррективы в программу ИПР, либо разрабатывается новый этап реализации программы.

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности.

Таблица 1.

Критерии и показатели эффективности инновационного проекта, используемые в работе  несовершеннолетними не исполняющие или ненадлежаще исполняющие обязанности

Критерии эффективности

Показатели

Наличие  саморегуляции поведения

Рост положительных черт и качеств личности

Уровень критической самооценки

Развитие умения правильно оценивать себя и других; способность к самостоятельному поиску ошибок; оценка своего поведения и результатов деятельности

Уровень  развития самосознания

Повышение уровня самосознания

Соотношение уровня обученности к уровню обучаемости

Повышение уровня обученности в связи с ростом уровня обучаемости

Изменение форм межличностного взаимодействия

Формирование позитивных форм межличностного взаимодействия

Наличие сопротивляемости к негативному воздействию

Формирование сопротивляемости к негативному воздействию

Уровень рефлексии

Развитие умений анализировать собственную деятельность, определять цели дальнейшего развития

Таблица 2.

Критерии и показатели эффективности инновационного проекта, используемые в работе с несовершеннолетними, совершающие противоправные действия

Критерии эффективности

Показатели

Изменение направленности личности с негативной на позитивную

Формирование позитивной направленности личности

Уровень воспитанности и нравственно-правового становления личности

Рост уровня воспитанности и нравственно-правового становления личности

Отсутствие нарушений  правил поведения учащихся

Сформированность правил поведения учащихся

Наличие правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации

Сформированность правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации

Повышение соотношения положительных качеств личности и черт характера к отрицательным

Рост положительных качеств личности и черт характера, снижение отрицательных

Осмысление способов формирования правильного поведения

Усвоение норм человеческих взаимоотношений

Отсутствие конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии

Снижение, полное отсутствие конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии

Изменение стиля взаимоотношений с окружающими

 Конструктивное  взаимодействие с окружающими

Изменение социального статуса в коллективе

Повышение социального статуса в коллективе

Для оценки результативности будет использоваться следующий инструментарий: : методики: диагностика направленности личности Б.Басса (ориентационная анкета);  диагностика системы ценностных ориентаций Е.Б.Фанталовой в модификации Л.С. Колмогоровой, Д. В. Каширского;, тест-опросник Шмишека;  тест агрессивности Басса– Дарк,;экспресс диагностика характерологических особенностей личности (Н.Айзенк в модификации Т.В.Матолиной); диагностика межличностных отношений Т. Лири;  опросник Столина, АСВ; опросник ”Конструктивно-деструктивная семья (КДС)“;  опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер); измерение родительских  установок и реакций (PARY), методика социометрия Дж. Морено.

Практическая база инновационной площадки: ГУО «Средняя школа №11 г. Орши» (группы учащихся 5-8 классов)

Ресурсное обеспечение внедрения проекта

Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности

1.Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»

2.Кодекс Республики Беларусь об образовании

3.Инструкция Министерства образования Республики Беларусь «О порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 г. № 251).

4.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015г. №82.

  1. Решение педагогического совета об открытии проекта.

Кадровое обеспечение проекта

Участниками инновационного проекта являются: педагогический коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г. Орши» из них 79 %  имеют первую и высшую квалификационную категорию, 5 педагогам присвоено звание «Учитель-мастер», 15% со второй квалификационной категорией и 3 молодых специалиста без категории.

Готовность педагогического коллектива к внедрению инновационного проекта подтверждается:

  • наличием опыта инновационной деятельности,
  • высокой мотивацией коллектива,
  • сотрудничеством с учёными,
  • умением обобщать собственный опыт и опыт коллег,
  • поддержкой управления по образованию.

Внедрением  инновационного проекта занимается творческая группа, в которую входят заместитель директора по воспитательной работе Киселева А.П. , педагог социальный Ястребова Е.В. и педагог-психолог Шакутина И.В.

Материально-техническое обеспечение проекта

 Для осуществления инновационного проекта учреждение образования располагает соответствующей материально-технической базой:

  •  18 учебных кабинетов;
  • библиотека (книжный фонд составляет 10872 экземпляра, учебный – 10788 экземпляров);
  • компьютерный класс (11 компьютеров);
  • 15 точек доступа в Internet;
  • 3 принтера;
  • 1 мультимедийная установка;
  •  3 ноутбука;
  • 10 компьютеров;
  • 1 сканер;
  • 6 телевизоров;
  • 1 интерактивная доска.

Формы отчётности

  1. Педагогические дневники
  2. Анализ инновационной деятельности
  3. Педсоветы
  4. Публикации
  5. Анализ работы членов инновационной группы
  6. Анализ проектной деятельности
  7. Отчёт о результатах инновационной деятельности

 

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Финансовое обеспечение участников инновационного проекта осуществляется согласно Приложению № 3 Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000г. №6 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 г. № 108) в соответствии с Положением Министерства Образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 года № 129 и Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000г. №6».

Планируется повышение оклада педагогам, осуществляющим инновационную деятельность, за счёт премиального фонда на 20%. Стимулирование деятельности педагогов-участников проекта будет осуществляться из средств районного бюджета и фонда экономии зарплаты учреждения.

Дополнительное финансирование проекта за счёт спонсорской и внебюджетной деятельности учреждения образования.

свернуть

Завершение реализации инновационного проекта в 2019/2020 учебном году

Педагогический коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Орши» с 2016 года работал над реализацией республиканского инновационного проекта «Внедрение методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования)».
развернуть

 В 2019/2020 учебном году завершена реализация данного инновационного проекта.

    Автор проекта – Герасимов В.Д., учитель математики квалификационной категории учитель-методист ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши», член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

       Консультанты проекта:

Лобанов Александр Павлович, профессор кафедры возрастной и педагогической психологи факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М.Танка, доктор психологических наук;

Костюкович Наталья Владимировна, зав. лабораторией математического и естественнонаучного образования государственного учреждения образования ”Национальный институт образования“, кандидат педагогических наук.

       Участники инновационного проекта:

руководитель инновационного проекта в учреждении образования:

Кажарнович Татьяна Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №11 г.Орши»;

координатор инновационного проекта в учреждении образования:

Железовская Татьяна Владимировна, заместитель директора по учебной работе;

психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта:

Шакутина Ирина Владимировна, педагог-психолог;

участники инновационного проекта среди педагогов школы:

Лижевская Снежана Леонидовна, учитель начальных классов.

      База инновационного проекта: образовательный процесс по математике в 1 – 4 классах. В 2019/2020 учебном году это: 4 «А» класс – 25 учащихся.

        Цель инновационного проекта: повышение качества обучения математике  посредством внедрения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования).

           Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Мероприятия календарного плана на каждый год реализации проекта выполнены. Решены следующие задачи:

- реализовано календарно-тематическое планирование учебного материала с учётом особенностей инновационной модели обучения;

- организован образовательный процесс по математике с использованием дополнительных пособий, разработанных автором проекта;

- реализована система организации образовательного процесса, органично соединяющая урок и дополнительные занятия во внеурочное время (факультативные, поддерживающие и стимулирующие занятия);

- разработаны контрольно-измерительные материалы для текущего и рубежного контроля знаний и умений учащихся;

- проведен мониторинг учебных достижений учащихся в классе, участвующем в инновационном проекте;

- повышена профессиональная компетентность и степень владения инновационной моделью обучения математике всеми участниками инновационного проекта;

- обобщены результаты внедрения инновационного проекта.

     Успеваемость по математике отслеживалась по итогам контрольных работ и  количеству учащихся, закончивших четверть на 7-10 баллов (достаточный уровень общеобразовательной подготовки). Анализ результатов учебной деятельности учащихся класса, работающих по инновационной модели, по итогам контрольных работ и по итогам соответствующих четвертей указывает на объективность промежуточной и итоговой аттестации, так как расхождение среднего балла за контрольную работу и соответствующую четверть не превышает 1 балл. Контрольные работы по  четырем четвертям 2019/2020 учебного года выполнены учащимися на достаточном уровне. Учащиеся класса показали достаточный уровень образовательной подготовки по математике. Результаты учебной деятельности соответствуют уровню развития общих учебных способностей учащихся.

Сравнительный анализ образовательной подготовки учащихся за 4 года свидетельствует о том, что учащиеся демонстрируют достаточный уровень образовательной подготовки по математике. Данный результат остается стабильным на протяжении 4 лет обучения в рамках инновационного проекта.

          По итогам реализации инновационного проекта можно сделать следующие выводы. Цель  реализации инновационного проекта «Внедрение методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования)» достигнута путём реализации приоритетных задач.

Разработан механизм по разрешению проблемы повышения качества математической подготовки учащихся, который предполагает эффективную управленческую систему и создание эффективных условий реализации инновационной модели обучения математике на I ступени общего среднего образования (учебно-методическое обеспечение, информационные ресурсы, система подготовки кадров, обеспечение единства целевых, содержательных и  процессуальных компонентов).

План реализации инновационного проекта полностью выполнен.

свернуть