РУС БЕЛ ENG

Роль матери в воспитании

Консультация для родителей на тему: «Роль матери в воспитании ребенка»

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же.

С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.»

С.Харрис

         Каждому ребёнку в любом возрасте нужно ощущать, что он кому-то принадлежит. Если у ребёнка хороший эмоциональный контакт с матерью, если он чувствует себя в безопасности и уверен, что о его нуждах позаботятся, у него разовьются стабильный характер и хорошие представления о себе самом. Эта истина была доказана целым рядом научных экспериментов. Доктор Гарри Харлоу изучает маленьких обезьянок, которых воспитывают куклы, сделанные из махровой ткани. В руки этих кукол вкладывают бутылочки с молоком для обезьяньих детёнышей. Хотя обезьянки получают хорошее питание, они не ощущают настоящей родительской любви и ласки, поскольку рядом с ними нет матерей, которые бы крепко обнимали их. Вырастая, эти обезьянки не способны спариваться, и демонстрируют причудливые ужимки и манеры, похожие на те, что можно увидеть у людей с психическими расстройствами.

         Семья — это первая школа ребёнка, а мама — его первая учительница. Ученик доверяет хорошей учительнице и не считает нужным всё время перепроверять получаемую от неё информацию или сомневаться в ней. Один из первых уроков, который нужно усвоить ребёнку, заключается в том, что он может полностью положиться на свою мать и доверять ей. Матери всегда следует выбирать тот урок, который она желает донести до сознания ребёнка, и она должна проявлять при этом ничуть не больше эмоций, чем учительница в классе. Однако не следует ругать ребёнка, что-то доказывать ему, пилить или наказывать его. Отношение матери к непослушному чаду можно выразить такой фразой: «Я слишком сильно тебя люблю, чтобы позволить тебе вести себя таким образом».

         Одна из задач матери — следить за развитием способностей ребёнка. Перед ребёнком нужно ставить большие задачи, помня о том, что он живёт не просто для собственного удовольствия, но обязан использовать свои таланты и способности на благо общества.

         Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между младенцем и мамой.

Безусловная любовь матери дает:                           

  • чувство защищенности;
  • безопасность;
  •  убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
  •  говорит о его важности и желанности в жизни;
  •  дает прочное ощущение надежности;
  •  питает не только физической, но и душевной пищей;
  • дарит способность доверять людям, миру, себе;
  • вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
  •  устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;
  •  помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми;

         Признаки хорошей матери:

  • Хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учитывает этот фактор в процессе своей жизни и легко исправляет их без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может все получаться, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше.
  • Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит малыш, она - первый «объект любви» сына или дочери.

         Роль матери в жизни сына.

Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.

         Роль матери в жизни дочери.

Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее совету.

Мать – это не только тепло, уют, внимание.

Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. 

         Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".

         В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются: система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

         До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых.

         В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

         У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

         В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

         В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

         Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

         Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

         Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

         Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений.

         Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

         Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре "Семья" дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как "папа" или "мама". Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

         Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто, строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.