РУС БЕЛ ENG

Как помочь детям учиться

Что может ребенку мешать развивать в себе сферу мотивации? 

 Низкая самооценка 
Дети, неуверенные в себе и своих достижениях, как правило, очень боятся ошибок и избегают неудач любым способом. Одни вешают на себя ярлык «глупых», у других «вечно отказывает память», некоторые все время плачут и расстраиваются, а кто-то даже ведет себя агрессивно. Все это – последствия страха быть «плохим» для своих родителей и окружения.

  Завышенная самооценка 
Дети, которых «перехвалили», либо те, которым дается все легко, так же далеко не всегда замотивированы на учебу. Часто такие дети избегают сложных новых решений, потому что не привыкли проигрывать или справляться с трудностями.

 Соматические расстройства 
Бывает и так, что ребенок просто физически не готов к обучению. Ранний возраст зачисления в школу, болезненность, астения, низкий эмоциональный уровень. Мотивация может отсутствовать у таких детей просто вследствие того, что организм все силы бросает на улучшение самочувствия ребенка. Здесь важно, в первую очередь, заняться здоровьем ребенка.

Жесткий родительский контроль или безразличие родителей 
Это две стороны одной медали. Ребенок, который находится под постоянным давлением родителей, боится получить плохую оценку. Этот страх полностью поглощает сознание ребенка и на мотивацию просто не остается сил. Родители же, воспитывающие ребенка в относительно «расслабленной» обстановке, желая дать ему свободу выбора, не могут научить чадо самоконтролю. Часто такие дети впоследствии вообще не видят смысла в учебе.

 Отсутствие личного примера 
Чему может научиться ребенок, если у него перед глазами нет примера должного поведения. Нельзя требовать от ребенка желания учиться, если родители сами ничем не интересуются и не развиваются. Не важно, что вы делаете, какова ваша профессия, но вы должны постоянно открывать перед ребенком мир.

 

Так что же делать с ребенком?
Как поселить в его голову желание к знаниям, научить его самоконтролю и мотивировать на успехи в учебе:
  Организуйте график

 Звучит громко, и не всегда выполнимо. Но это очень важно, составить график учебы. Желательно сделать это в письменном или печатном виде, в таком, который будет понятен ребенку. Включите в график школьные занятия, отметьте время посещения секций, время на выполнение школьных заданий и, обязательно, «плюшки», то есть то время, которое ребенок может потратить на себя. 

 Организуйте досуг 
Оставьте время для мультиков и игр. Если вы противник интернета и телевизора – пусть рисует, читает, мастерит, гуляет во дворе, пусть просто бегает по дому. Главное – время отдыха должно обязательно перемежать и учебную деятельность. Учитывайте возраст ребенка. Младший школьник не может делать уроки больше 30-40 мин без перерыва. Ребенку в средней школе по силам заниматься час. Уставший ребенок – это совсем не то, чего мы добиваемся. 
 Контролируйте 
Составить график. Теперь важно вам самим, в течение не одной недели (в зависимости от возраста), контролировать его выполнение. Иногда можно, исходя из состояния ребенка и каких-то домашних дел, сделать поблажку. Только не злоупотребляйте этим и старайтесь каждый раз обоснованно говорить ребенку, почему график сегодня не соблюдается. 
 Поощряйте 
Больше всего дети обычно нуждаются во внимании. Обещайте за следование графику и успехи в учебе – развлечения вечером или в выходной. Может быть, это будет настольная игра, совместная прогулка, поход в зоопарк или просто вкусный семейный ужин со сладостями. Самая лучшая мотивация – это время родителей. 
 Помогайте со сложными заданиями 
Школьная программа рассчитана на среднего ребенка, к тому же, учитывая сложности со сферой внимания у детей, они часто не могут сделать некоторые упражнения. Не нужно решать задачи самим, достаточно помочь понять вопрос учебника или привести пример похожего решения. Научите пользоваться словарем, искать дополнительные знания в интернете (но, не готовый результат!), покажите, что можно еще раз прочитать учебник. 
 Развивайте интеллект ребенка 
Самый простой, хоть и не бесплатный способ – записать ребенка в школу развития. Но можно и самостоятельно дома развивать способности и интеллект. Для этого вам нужно периодически скачивать в интернете задания: ребусы, лабиринты, логические игры или просто купить пару сборников для развития.
 Хвалите 
Как не странно, но такое простое действие, как похвала, дается родителям с трудом. Хвалить не вредно! Только не нужно часто хвалить ребенка за то, к чему он никаких усилий не приложил.  Хвалите за достижения. За самые маленькие, но очевидные: вовремя проснулся, не забыл про математику, сам справился с задачкой, сделал мало ошибок в предложении 
 Ругайте правильно 
Ругать не запрещено, но здесь, как и с похвалой нужна мера. Если ребенок не следует правилам, лишайте его обещанных в четвертом пункте радостей. Только, пожалуйста, всегда делайте это с оглядкой на возраст и реальные способности ребенка. 
 Расслабьтесь 
Самое плохое, что вы можете сделать для ребенка – это постоянно переживать из-за его учебы. Дети очень чувствуют состояние родителей. И им совсем не хочется, чтобы мама плакала из-за плохих оценок или падала в обморок от помарок в тетради. «Легкий перфекционизм», конечно, никому еще не мешал. Но слишком мотивированый «здоровьем» матери ребенок – будет потом очень страдать. 

Памятка для родителей

по выполнению домашних заданий

-Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

-Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

-Работайте спокойно, без упреков, порицаний.

 -Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

-Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

-Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

-Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку.

-Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

минутка позитива:

-Ма-а-ам, а мам, а эта каша точно не испортилась? -Да, ешь ты, не бойся. Завтра выходной, в школу не надо!

Всего три маминых слова, от которых сердце начинало биться чаще — ДАВАЙ СЮДА ДНЕВНИК!

 

 «Как помочь детям учиться»

Цель: познакомить родителей с основными принципами и действиями, которые способствуют повышению учебной мотивации детей.

ГУО «Средняя школа № 11 г. Орши»