РУС БЕЛ ENG

Как научить ребенка относиться к деньгам

Рекомендации для родителей

«Как научить ребенка «правильно» относиться к деньгам?»

 

§ Не забывайте, что потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.

§ Выделяйте ребенку деньги на карманные расходы. Столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет. Даже если на них будет можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.

§ Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.

§ Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

§ Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на его просьбу денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, можно предложить ему подождать дня рождения, Нового года и т.д. или попытаться самостоятельно накопить денег.

§ Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику – и он все получит.

§ В различных туристических поездках выделяйте небольшую сумму на сувениры, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или близким самостоятельно купленную безделушку.

§ Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о какой-то вещи и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

§ Если вы предложили ребенку накопить денег, давайте ему возможность пополнять копилку, например, он может оставить себе сдачу за купленный хлеб или молоко. Иначе для пополнения своих накоплений он может найти другой источник, не всегда законный.

§ Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, то есть он от нее отказался окончательно.

Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с 6-10-летними детьми.

1. Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все, что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют ребенка и не требуют отчета.

2. Завести некий переменный фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т.п. С этим фондом ребенок тоже волен делать все, что угодно, но предварительно спросив согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны пополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит, однако, родителям.

3. Завести следующий фонд, более крупный и солидный. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше – полгода, год. А потом вместе, родители и дети, торжественно отправляются на покупку того, на что копили. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу, кроме того, отложенное исполнение желания – хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети, и взрослые. По взаимному согласию можно переводить деньги из «низшего» фонда в «высший», это вполне логично и способствует бережливости.

 

С ребенком, взявшим без спросу деньги, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на новую куртку для тебя и нам бы не хватило потраченной тобой суммы?»

Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валюты разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.

Учеба – это самая важная обязанность ребенка-школьника, но эта не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ребенок должен быть активным участником своей учебы, а не пассивным приемником педагогических воздействий. Иначе он так и не научится учиться самостоятельно. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, научиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку за сделанное.